Лунный календарь используется для выбора благоприятного времени для того или иного важного события.

Согласно джйотиш в основе лунного календаря лежит, так называемая, панчанга.

Панчанга переводится как «пять ветвей» («панча» означает «пять», «анга» — «ветви») и представляет собой расчет комбинаций нескольких астрологических факторов, позволяющий выяснить благоприятность определенного дня для того или иного действия.

Накшатра — созвездия в индийской астрономии, так называемые «лунные стоянки» или «лунные дома», через которые проходит Луна. Каждая накшатра названа по имени главной звезды, находящейся в ней, и имеет свое управляющее божество (бога или мудреца). Звёздный месяц был больше 27, но меньше 28 дней, что и нашло своё выражение в системе накшатр, которых насчитывается 27 или 28.  Как и в зодиакальной системе, каждая накшатра является частью эклиптики лишь с тем отличием, что накшатра занимает 13°20′, а знак зодиака — 30°.

Сейчас главное, что нужно запомнить: что всего накшатр 27, и вам необходимо отслеживать положение Луны в конкретный момент времени, выбранный вами для определенного дела. Это можно сделать например на сайте: http://bleckt.com/moon/

Влияние накшатры связано с их природой: 
Дхрува (неподвижная)
Накшатры: Рохини, Уттара-Пхалгуни, Уттара-Ашадха и Уттара-Бхадра
Когда Луна проходит эти созвездия (накшатры), работайте на долговременный результат, например, посадка семян, переезд в новый дом, клятвы и обеты, покупка земли, закладка фундамента, лечение хронической болезни. Начатое в это время принесет хорошие и устойчивые плоды. Вступление в должность, заключение договоров, проектирование.
Не рекомендуется начинать дела, рассчитанные на быстрый результат.Тикшна или Даруна (резкая, раздражительная)

Накшатры: Мула, Ардра, Джйештха и Ашлеша
Большая вероятность успеха в неблагоприятной деятельности, например, вызов злых духов или проклятия, причинение вреда другим людям, отделение от других, обвинения и ссоры, чтение дающих могущество мантр. Конфликты, преодоление проблем, увольнение.
Лучше избегать дальних поездок, не совершать важных начинаний и покупок.Угра (свирепая)

Накшатры: Бхарани, Магха, Пурва-Пхалгуни, Пурва-Ашадха и Пурва-Бхадра
Подходящее время для низких планов, для отравления или заключения в тюрьму других, для поджогов, обманов и других неблагоприятных дел. Или: рытье колодцев, снос дома, работа с ядом, с огнем или оружием, стрижка деревьев, избавление от хлама, уборка.
Неблагоприятно для финансовых операций, возможны несчастные случаи, разрушения, в это время необходимо избегать поездок и не начинать важные долгосрочные дела.Кшипра (легкая)

Накшатры: Хаста, Ашвини и Пушья
Подходящее время для начала бизнеса, чувственных удовольствий, образования и обучения, изготовления и покупки украшений, начала лечения, путешествий, переездов, спорта. Бракосочетание, времяпровождение с детьми, зачатие, знакомства.
Мриду (мягкая)
Накшатры: Анурадха, Читра, Ревати и Мригашира

Рекомендуется деятельность типа ношения новых одежд, секс для зачатия, занятия искусством, торжества и ритуалы. Покупки, образование, путешествия.

 

Садхарана (смешанная)

Накшатры: Криттика и Вишакха

Можно заниматься рутинной деятельностью, повседневными делами, бытовые обязанности, не начинать новую важную работу.

Чара (подвижная)
Накшатры: Шравана, Шатабхиша, Свати, Дханишта и Пунарвасу

Недолговечные, преходящие скоротечные дела и вещи, например, покупка транспортных средств, садоводство, путешествие. Временные дела, короткие поездки, встречи, небольшой ремонт, бизнес, торговля, лечение.

Титхи (лунные сутки)

_01 Как применять лунный календарь?

Ти́тхи — 30 отдельных стадий, или фаз синодического месяца.

Индийские астрономы давным-давно подсчитали, что весь цикл изменений Луны занимает 29,5 суток (один синодический месяц), и поделили его, для ровного счета, на 30 титхи:

  • 15 из них приходятся на «возрастание» Луны, называемое шукла-пакша, или «яркая половина» месяца, продолжающаяся от новолуния до полнолуния,
  • 15 — на ее «убывание», носящее название кришна-пакша, «темная половина» — от полнолуния к новолунию.

Названиями титхи с 1-й по 14-ю обоих периодов — как роста, так и убывания Луны — служат их порядковые номера на санскрите, а для различения первой или второй половины цикла служат обозначения «шукла-» или «кришна-«, прибавляемые к имени каждой из них. 15-я титхи каждой из половин лунного цикла имеет свое особое имя:

  • «Пурнима» (полная Луна) — 15-я титхи периода роста;
  • «Амавасья» (новая Луна) — 15-я титхи периода убывания. Считается крайне неблагоприятной.

Названия остальных лунных суток на санскрите:

1. Пратипат;
2. Двитийя;
3. Тритийя;
4. Чатуртхи;
5. Паньчами;
6. Шаштхи;
7. Саптами;
8. Аштами;
9. Навами;
10. Дашами;
11. Экадаши;
12. Двадаши;
13. Трайодаши;
14. Чатурдаши.

Для наших целей, т.е. определения благоприятного времени начинаний, используется следующая классификация титхи, состоящая из 5-ти групп:

Нанда (хороший)

Титхи: Первый, шестой и одиннадцатый титхи

СРЕДНИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Бхадра (мудрец)

Второй, седьмой и двенадцатый титхи

СРЕДНИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Джайа (победить)

Третий, восьмой и тринадцатый титхи

МОЖНО НАЧИНАТЬ

Рикта (пустые руки)

Четвертый, девятый и четырнадцатый титхи

НЕ НАЧИНАТЬ

Пурна (полнота)

Пятый, десятый и пятнадцатый титхи

МОЖНО НАЧИНАТЬ

Таким образом, после того как вы вычислили благоприятную накшатру, вам необходимо проверить приходится ли на этот день благоприятный титхи, например, Шукла-Панчами (5-й день растущей Луны) или Шукла-Дашами (10-й день растущей Луны), или Пурнима (15-й день растущей Луны). Если есть благоприятная накшатра, но неподходящий титхи — необходимо искать другую дату.

Вары (дни недели)

Следующий важный этап — выбор благоприятного дня недели. Дни недели еще со времен вавилонян «управляются» планетами. Собственно, количество дней в неделе как раз и соответствует количеству известных тогда небесных тел. Обратите внимание, что неделя начинается в воскресенье, а не в понедельник, как сейчас это принято у нас. Подобности смотрите тут.

Равивар (воскресенье)

День жизни, целостности; день чистого сознания; праздник. Наслаждайтесь жизнью, Солнцем; обратите внимание на индивидуальность, на свое внутренне Я; побудьте на природе. В этот день не идите на поводу у эго; не будьте инертными или привязанными, ленивыми.

Управителем воскресенья является Солнце.

Сомавар (понедельник)

День творчества, день спонтанного мышления, день преобладания чувств, восприимчивости. Благоприятны покупки новых вещей (одежды, украшений), вступление в брак, прогулки; дела, связанные с чувствами, переменами, матерью, водой, молоком. Не принимайте трудных решений (так как преобладают чувства); не стригите волосы или ногти.

Управителем понедельника является Луна.

Мангалвар (вторник)

Вторник — день материальных аспектов; не слишком благоприятный, поверхностный, грубый день. В этот день следует вступать в споры, борьбу; заниматься судебным процессом, бороться, сражаться; работа, связанная с металлами, огнем, электричеством, медициной; лечение; спортивные соревнования. Не начинать новые дела; избегать поездок; быть осторожным на транспорте; беречься от травм, ссор, несчастных случаев.

Управителем вторника является Марс.

Буддхавар (среда)

День знаний, радости, гибкости и познания; мягкий, подвижный, благоприятный день. В этот день следует заниматься утонченной работой, покупками-продажами, бизнесом, логикой; начинать новые проекты; общаться; встречаться с друзьями и заводить друзей; приобретать знания; вступать в брак; приготавливать лекарста; делать публикации, сообщения. Избегать возбуждения; не лгать; не спорить; не быть замкнутым или излишне серьезным; не быть грубым или жестоким.

Управителем среды является Меркурий.

Гурувар (четверг)

День учителя, мудрости, знания, преданности, детей; самый благоприятный день недели. В этот день следует вступать в брак; давать милостыню, пожертвования; быть открытым, щедрым; получать высшее знание, обучаться медитации; общаться с учителем, с детьми; делать покупки (особенно больших вещей). Не допускать злобы; не быть жадным, легкомысленным или жестоким; не лениться; не быть неблагодарным.

Управителем четверга является Юпитер.

Шукравар (пятница)

День гармонии, полноты, радости, счастья, любви, наслаждений, изящных искусств. В этот день следует покупать украшения, одежду, цветы и любые красивые вещи; вступать в брак; ухаживать за противоположным полом; ходить в гости, принимать гостей; получать удовольствия; готовить сладости. Не продавать большие или важные вещи; не составлять завещание; не грустить; не уединятся; не заниматься самоанализом.

Управителем пятницы является Венера.

Шанивар (суббота)

День отдыха и восстановления сил; день земли; медленный день — плоды будут не скоро. В этот день следует отдыхать (отдых в субботу продлевает жизнь); уединятся; практиковать медитацию, йогу; лечиться. Не делать важного; не начинать нового; не переутомляться; не прилагать больших усилий; не ссориться; не стричь волосы или ногти; не стирать.

Управителем субботы является Сатурн.

Таким образом, нужно главным образом избегать для начала благоприятных дел вторник и субботу, поскольку они управляются двумя вредителями — Марсом и Сатурном, соответственно. В Джйотише две планеты считаются ессенциальными (натуральными) благодетелями (или бенефиками) — это Юпитер и Венера, поэтому четверг и пятница считаются днями, подходящими для начинаний.


Караны (половина титхи)

Карана – это половина титхи, то есть 1/60 часть лунного месяца или время, в течение которого разница между долготой Солнца и Луны изменяется на 6 градусов. Слово карана означает «инструмент, действие, дело, поступок». Каран всего 11. Карана может усилить или ослабить титхи, а также дополнить его новым качеством. Всего в месяце 30 титхи и, соответственно, 60 каран. Поэтому в одном титхи ровно 2 караны.

Подвижные караны (чара): (1) Бава, (2) Балава, (3) Каулава, (4) Таитила, (5) Гара / Гариджа, (6) Ваниджа и (7) Вишти. Вся эта семерка в течение лунного месяца повторяется 8 раз.

Неподвижные, фиксированные караны (стхира): (8) Шакуна, (9) Чатушпада, (10) Нага и (11) Кимстугхна. Каждая из них встречается в лунном месяце ровно 1 раз. Первая (Кимстугхна) и три последних караны – фиксированной природы. Они относятся к времени новолуния и указывают на постоянство лунной силы. Остальные 56 каран – мутабельной природы. Они показывают меняющуюся силу Чандры (Луны).

Фиксированные и Вишти караны рассматриваются как неблагоприятные и в их время не стоит предпринимать важных действий. Фиксированные караны в любом случае происходят во время неблагоприятных титхи и, как правило, их игнорируют. Они относятся ко второй половине четырнадцатых суток убывающей Луны, новолунию и первой половине суток после новолуния.

Бава: Благоприятна для всех начинаний, благое начало. Подходит для всех видов деятельности, которые увеличивают силу и улучшают здоровье. Карана Бава подходящая для начала долгосрочных проектов.

Балава: Считается благоприятной для добрых дел и выполнения религиозных обрядов и церемоний.

Каулава: Благоприятна для взаимоотношений, для всего, что связано с любовью и дружбой. Общение с новой подругой принесет удовольствие. Хорошее время для украшения своего тела – муж будет доволен и отзывчив. Также хороша для выбора супруга / супруги.

Тайтила: Хороша для известности и популярности, а также для дел, имеющих отношения к строительству.

Гара / Гариджа: Благоприятна для земледелия и всего, что имеет отношение к обработке земли, посадке растений и посеву семян и т.п. Строительство дома, ремонтные работы будут наиболее успешны.

Ваниджа: Подходит для торговли и обмена, а также для создания постоянных отношений.

Вишти: Считается неблагоприятной для любой деятельности, кроме агрессивных действий и преодоления препятствий. Это «плохая» карана, и ничего позитивного в это время обычно не просходит.

Шакуна: Медицина и здоровье, эта карана благоприятна для лечения и оздоровления, принятия лекарств и трав.

Чатушпада: Хороша для политики и государственных дел, интриг. Также считается полезной для животноводства, домашние животные.

Нага (змея): Негативная карана, связанная с проявлением агрессии, силы и жестокости, силовые действия. Хороша для работы с кундалини (Кундалини йога), тантрический секс, обращение с ядами. Соперничество принесет возможную победу. Время жестоко и решительно расправиться с разрушителями семейного счастья (зависть, сплетни, эгоизм, вожделение к незаконному партнёру).

Кинстугхна: Здоровье, счастье – виды деятельности, которые заслуживают похвалы и награды. Эта карана благоприятна для вступления в брак и проведения религиозных обрядов, а также для благотворительности и любых добрых дел, искусства и науки, дипломатической деятельности.


Йоги

Йога — период, в течение которого объединенное движение Солнца и Луны составляет 13°20′. Каждый альманах Панчанга содержит столбец, указывающий время действия йог, которых всего двадцать семь. Применяется в комбинации с 5ю факторами панчанги и гороскопом рождения.

Вишкумбха — это 1-ая Йога, находящаяся по управлением Ямы (Яма или Йама в ведической традиции — Бог смерти). Вишкумбха является одной из 7-и неблагоприятных Йог низшего порядка. Особенно неблагоприятными считаются ее начальные 3 Гхати , название же Вишкумбха дословно переводится как «сосуд с ядом».

Гхати (санскр. «кувшин») — индийская мера времени, употребляемая в астрологии. 1 гхати = 1/60 суток = 24 мин. = 0,4 часа.)

Прити — это 2-ая Йога, находящаяся по управлением Вишну. Прити является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается такими словами, как «любовь», «наслаждение», «вознаграждение», «нежность».

Аюшман — это 3-я Йога, находящаяся по управлением Чандра (Сома) Деваты. Āюшмāн является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается как «имеющая долговечность» («аюш» переводится с санскрита как «жизнь»). Это Йога благоприятна для любых действий, где важную роль играет стабильность и долговечность полученного результата.

Саубхагья — это 4-ая Йога, находящаяся по управлением Брахмы. Саубхагья является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее эффект описывается как «благоприятный», «удачный», «ведущий к благополучию, благосостоянию».

Шобхана — это 5-ая Йога, находящаяся по управлением Брихаспати. Шобхана является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее эффект описывается, как «замечательный», «прекрасный», «добродетельный», «действенный», «эффективный».

Атиганда — это 6-я по счету Йога, которая находится под управлением Чандра Дэваты и считается неблагоприятной (особенно ее первые 6 Гхати). Это одна из 7 неблагоприятных Нитья Йог низшего порядка и ее эффект описывается в классических источниках как «много проблем», «много клубков проблем», «большое кол-во препятствий, преград».

Сукарма является 7-ой по счету Йогой, которая находится под управлением Индры. Это одна из 18-и благоприятных Йог, эффект которой в классических текстах описывается как «хорошая работа», «правильная работа», «работа, сделанная хорошо».

Дхрити является 8-ой по счету Йогой, которую курирует Апас (другое имя данного Божественного начала — Джала). Это одна из 18-ти благоприятных Йог, эффект которой обычно описываться как «остающийся», «сохраняющийся», «устойчивый», «восхитительный».

Шула — это 9-ая Йога, находящаяся по управлением Нāгов (другое имя этой Деваты — Сарпа Деваты). Шуула является одной из 7-и неблагоприятных Йог. Название данной Йоги может быть переведено как «железный шип» или «смерть».

Ганда — это 10-ая Йога, находящаяся по управлением Агни. Ганда является одной из 7-и неблагоприятных Йог. Её эффект описывается как «клубок проблем», «препятствия».

Вриддхи — это 11-ая Йога, находящаяся по управлением Сурьи (Солнца). Вриддхи является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее свойства — это «рост», «подъём», «увеличение».

Дхрува — это 12-ая по счету Йога, курируемая Бхуми Деви. Она является одной из 18-ти благоприятных Йог, используемых при анализе Панчанги, хотя в некоторых источниках она считается злой, неблагоприятной Йогой, у которой первые 4 Гхати являются «ядовитыми» или особенно неблагопрятными для любых действий. Эффект Дхрувы обычно описывается как «непоколебимый», «устойчивый» или «постоянный».

Вьягхата — это 13-я по счету Йога, которая находится под управлением Вайю. Вьягхата является одной из 7-и неблагоприятных Йог низшего порядка. Суть Вьягхата Йоги описывается как «смертельная», «ведущая к смерти».

Харшана — это 14-ая Йога, находящаяся по управлением Бхаги (ведического божества, одного из Адитьев, отвечавщего за благосостояние и брачные союзы и распределявшего удачу и дары между людьми). Харшана является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается такими словами, как «радость», «ликование», «веселье», «процветание», «восхитительный».

Ваджра — это 15-ая Йога, находящаяся по управлением Варуны. Ваджра является одной из 7-и неблагоприятных Йог (особенно ее первые 3 Гхати), и ее эффект описывается как «удар молнии», «тяжело переносимый», «неприступный».

Сиддхи — это 16-ая Йога, находящаяся по управлением Ганеша (ведического божества, сына Шивы, отвечающего за преодоление любых препятствий). Сиддхи является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается как «процветание», «завершенность», «исполнение чего-либо», «успех», «аскетические качества», «наслаждение плодами поклонения Богам», «получение сверхспособностей (путем завершения какого-то магического, мистического или алхимического ритуала или процесса)».

Вьятипата — это 17-я Йога, находящаяся по управлением Рудры (одна из «буйных» форм Шивы, олицетворяющая непрогнозируемые бедствия и опасности и курирующая бури, шторм и другие стихийные бедствия). Суть Вьятипата описывается как «предвестник бедствия», «беда», «катастрофа».

Варияна — это 18-ая Йога, находящаяся по управлением Куберы. Варияна является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее эффект описывается как «делающая все больше, лучше; приносящая удобство и комфорт».

Паригха — это 19-я по счету Йога, которая находится под управлением Вишвакармана (другое имя Тваштар, архитектор Вселенной, которой отвечал за создание и организацию «проекта» Вселенной и был строителем всего мироздания. В ведической мифологии Вишвакарман строил всем Дэвам и Асурам дворцы, а также изготавливал всевозможное оружие и был лучшим оружейных дел мастером). Суть данной Йоги описывается в классических источниках как «железный брус для закрытия ворот», «ворота дворца» или «железная булава».

Шива — это 20-ая Йога, находящаяся по управлением Митры (ведического божества, отвечавшего за дружбу, способность договориться, согласие и солнечный свет). Шива является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается как «благоприятная», «способствующая благоприятному исходу».

Сиддха — это 21-я по счету Йога, которая находится под управлением Картикеи. Это одна из 18-и благоприятных Нитья Йог, суть которой описывается в классических источниках как «законченность», «завершенность», «перфекция».

Садхья — это 22-ая Йога, находящаяся по управлением Савитри. Садхья является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее эффект описывается как «осуществимый», «реальный», «возможный», «достижимый».

Шубха — это 23-я Йога, находящаяся по управлением Лакшми. Шубха является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается такими словами, как «удачливый», «добродетельный», «эффективный», «благоприятный», «великолепный», «благой», «добрый».

Шукла — это 24-ая Йога, находящаяся по управлением Парвати (ведического божества, супруги Шивы, которая является «Матерью всего сущего», «прародительницей всего» и все остальные женские божества произошли от нее). Шукла является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается такими словами, как «белый», «чистый», «яркий».

Брахма — это 25-ая Нитья (Найсаргика) Йога, находящаяся по управлением Ашвинов Кумаров. Брāхма является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается как «святой, Божественный источник» и «суть, квинтэссенция Вселенной». Это Йога благоприятна для любых действий, где необходимо что-то наполнить энергией, восстановить или вылечить.

Индра — это 26-ая Йога, находящаяся по управлением Питри. Индра является одной из 18-и благоприятных Йог, и ее суть описывается как «предводитель», «царь среди Дэват».

Вайдхрити — Пожалуй, самой характерной чертой сущности Дити является ее ненависть и борьба с дэваническими сущностями, и ее одержимость в желании довести силу и мощь Асуров до абсолютного пика. Наряду с Вьятипата Вайдхрити является особенно неблагоприятной Йогой. Считается, что обе эти Йоги должны быть исключены из Мухурты для созидательных действий.